В процессе онтогенеза у любого организма происходит потеря собственных жизненных запасов. Сигнал о том, что их необходимо пополнить, является потребностью. Это может быть потребность в еде или познавании мира, а их достижение дает возможность существовать как отдельно взятому организму, так и целому виду.
В дрессировке так же важно понимать какая «движущая сила» лежит в основе того или иного поведения собаки.
Потребность – это то, что отражает нужду организма в чем-либо.
Классификация потребностей собаки по П.Е. Симонову:
📎 Витальными потребности – это те, которые обеспечивают жизнь самому индивидууму. Потребности в пище, воде… Самая интересная из них, на мой взгляд, это потребность в сохранении энергии. Именно она является одной из основополагающих даже в дрессировке: собака не станет делать то, что не выгодно для нее самой. Это одна из причин почему дрессировка на положительном подкреплении может работать и совершенно не во вред эффективности. Если дать собаке кусочек, когда она будет сидеть, и несколько раз подкрепить эту команду еще одним кусочком или интересной игрой после, то ей незачем будет подниматься. Она снова и снова, сама будет желать оставаться на месте. Так мы формируем выдержку.
📎 Зоосоциальные потребности отвечают за существование целого вида. Это общение с сородичами, эмоциональный контакт… Важно понимать, что данная потребность крайне важна и не удовлетворив ее, мы формируем у животного неправильные модели поведения. Это касается долгого содержания собаки в ограниченном пространстве, что не позволяет ей научиться общаться правильно, применяя сигналы.
📎 Потребности саморазвития – являются основными в процессе обучения. Подражание, игра, желание исследовать и проявлять инициативу, — все это позволяет животному познавать мир и приспосабливаться к нему.
На ранних этапах познания мира потребность лежит в основе попытки к достижению цели, когда же эта цель достигнута, и потребность внутренне удовлетворена, тогда то, что именно получил организм в ответ, будет мотивацией к последующем действиям. Например, мы тянем кусочек лакомства над головой щенка. Движимый потребностью насытиться, он приподнимает голову, а затем садится, и только потом получает кусочек. В последствии, он знает, что чтобы получить этот самый заветный кусочек, необходимо сесть.
Важно понимать, что потребности обусловлены генетически (способность к пастьбе овец скорее проснется у овчарки, нежели чем у веймаранера), но не только наследственность играет большую роль. Также круг потребностей может быть сформирован в процессе дрессировки животного. Именно поэтому так важно начать дрессировать своего питомца заблаговременно.
Мария Фандеева