Эту статью много лет назад я написал для газеты «ЗООЭКСПЕРТ». Уж очень хотелось остановить вакханалию кинологической самодеятельности и профессиональной безграмотности. Похоже, что не получилось. Глядя сегодня на рыже-мраморных и черно-подпалых догов, пепельных ньюфов, трехцветных бульдогов, пшеничных ризенов и черно-белых сенбернаров … дух захватывает! И если раньше заводчик получив щенка не соответствующего стандарту честно говорил — «племенной брак». Через некоторое время, скромно потупив глазки, это уже называли «щеночки редких, ярких окрасов». А сегодня гордо подняв голову произносят: «эксклюзив» и не только продают в два раза дороже, но и официально пускают таких собак в разведение. И что будет дальше?!
Право на творчество
«Светопреставление — это не конец света. Не смерть мира. Не взрыв. Не Армагедон. Это незаметный переход жизни в мир абсурда.»
Братья Вайнеры
«Племенное разведение — ремесло или искусство?»
Вопрос, поставленный в виде темы данной статьи, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Да и определенный процент искушения в нем заранее присутствует. Какому нормальному человеку понравится всю жизнь оставаться скромным ремесленником, занятым
посильным дублированием чужих кинологических шедевров? Ну, кому из нас, разведенцев, не хочется признать себя художником, творцом, человеком, привносящим в свою любимую породу что то новое, то, чего ранее в ней еще не было.
На протяжении всей многовековой истории собаководства, благодаря этой жажде творчества, постоянно изменялось уже имеющееся поголовье, и появлялись принципиально новые породы. Сегодня их уже более 400, и каждый день возникают все новые, новые и новые. Только в России «Московские драконы», «Невские орхидеи», «Шалайки», «Сарматы», «Русские каштанки», «Бурятские лайки», «Северокавказские волкодавы» выскакивают на просторы кинологии, как чертики из табакерки.
С моей точки зрения, все существующие в мире породы условно можно разделить на две группы:
1. «Авторские»: то есть человек задумал что-то вполне конкретное и осуществил то, что задумал. Например, бультерьер и его творец Джеймс Хинкс или доберман и его автор Фридрих Луис Доберман.
2. Породы, полученные методом «народной селекции»: небольшая группа людей проживающих на ограниченной территории выводят породу максимально пригодную для своих узкоспецифических нужд, поставив во главу угла рабочие качества в ущерб единству экстерьера. Например, кавказские и среднеазиатские овчарки.
Исходя из этой классификации видно, что у любого варианта кинологического творчества всегда есть цель. Захотелось Хинксу создать собаку с идеальной математической гармонией, он создал. Решил Доберман получить собаку с уникальными охранными качествами, он получил. Приказала Партия Мазоверу сделать универсальную овчарку, он сделал восточника. Обратите внимание, причинно-следственная цепочка везде одна и та же: ЦЕЛЬ — РАБОТА — РЕЗУЛЬТАТ.
И самое главное, результат всегда имеет собственное имя, отличное от исходного материала, использованного на его создание. Если результат этого кинологического творчества интересен, жизнеспособен и главное востребован, он становится новой породой. На нее появляется стандарт
— ряд требований к конституции и экстерьеру, которые считаются обязательными для собак данной породы. То есть, проводя юридическую аналогию, стандарт — это ЗАКОН. А законы, хоть человеческие, хоть кинологические, надо соблюдать. Соответственно, любой современный заводчик должен стараться осуществлять свою племенную деятельность строго в рамках этого породного закона.
А если рамки тесны? А где же простор для творчества? В таком случае Вы, как в свое время Хинкс, Доберман, ф. Штефаниц и многие другие, вправе взять на себя смелость создать новую породу. Породу, отвечающую лично вашим взглядам на идеальную собаку. Создать и выставить ее на суд кинологической общественности. Это ваше право! А вот чужую породу своими творческими потугами портить не надо. Это аморально. Не нравится «Джоконда», нарисуй то, что нравится. А пририсовывать на портрете брови, подкрашивать губы, переделывать шатенку в блондинку — не надо. Это уже будет не творчество, а вредительство.
И если отдельно взятый заводчик увлечется и выйдет за рамки дозволенного, не беда. Для того и проводятся выставки. Эксперт поправит, увидев, в чем данная собака отклонилась от стандарта своей породы. Беда, когда начинается подгонка стандарта под то, что умудрились наплодить. Даже не беда, катастрофа!
Я, к сожалению, не могу в этой статье достоверно привести примеры такой катастрофы по всем породам. Попробую лишь проиллюстрировать свой взгляд на эту общекинологическую проблему рассказом о ситуации с моей любимой породой — кавказской овчаркой.
Кавказец не является авторской породой. Он создавался методом народной селекции на протяжении 2–3 тысяч лет. По некоторым данным эти собаки имеют более чем 6-ти тысячелетнюю историю. Но кавказская овчарка, как порода, а не сообщество однотипных собак, появилась в тот момент, когда был принят и утвержден первый стандарт, в 1931 году. Казалось бы, все. Закон принят, и надо его соблюдать. Не тут то было. Захотелось улучшить. В результате, за два десятка лет племенной работы поголовье настолько отдалилось от исходного, что в 1954 году пришлось принимать новый стандарт, который узаконил то, что получилось. Все, прецедент создан. Дальше, уже проще.
Очередной новый стандарт породы принимается в 1972 году, затем в 1976, 1993, 1997, 2004 и последний в 2010. Но последний ли?
И вот, что в результате получилось.
Тип конституции. Это основополагающий параметр в любом стандарте любой породы. Как в свое время сформулировал А. А. Алексеев: «Конституция является мерой приспособленности организма к определенным условиям жизни». Кавказская овчарка попала в руки разведенцев, имея «крепкий» тип конституции. Оно и понятно, ведь
это пользовательная порода, главное для которой — функция. С другим типом конституции кавказец бы просто не выжил в суровых условиях приотарной жизни. Именно оптимальное функционирование сделало его лучшей караульной породой в мире.
Затем в стандарт было добавлено «крепкий и крепкий грубый» тип конституции. В следующей редакции — уже только «грубый». Я думаю, что тенденция изменения данного параметра уже очевидна. Сейчас, глядя на толпы сырых, аморфных кавказцев, с отвисшими веками, слюнявыми брылями, подвисами, но при этом с Чемпионскими титулами, в последней редакции стандарта уже нужно было бы честно писать: тип конституции «сырой». Но это был бы уже явный «кинологический беспредел». Собаку изначально крепкого типа официально превратить в сырую! Сделали проще. Понятие «тип конституции» вообще было удалено из стандарта! Теперь кавказская овчарка, наверное, единственная из 400 пород собака без конституции. Согласитесь, это шедевр кинологической подлости!!!
Но это еще не предел. Это только начало. В первых редакциях стандарта особо отмечалась «злобность и недоверчивость к посторонним», как основополагающий породный признак. В последних редакциях тип поведения указан, как «уравновешенный, спокойный». Зачем?
Вместо «ножницеобразного прикуса», который был всегда обязателен для любой рабочей породы, новый стандарт узаконил «прямой». Зачем?
Вместо «полной зубной формулы», разрешена «неполнозубость». Зачем?
Не смотря на все старания горе — разведенцев, в нашей породе было два типа собак, которые на протяжении всего периода издевательства над породой оставались в первоначально свойственном породе типе. Это короткошерстные кавказские овчарки и белые кавказские овчарки. Что только с ними не делали, они в своем большинстве все равно несли желательный для породы психотип и тип конституции. Этакие генетические породные матрицы. Последняя редакция стандарта и для них, наконец то, нашла решение. Теперь шерсть, короче 5 см, не допускается и коричневый нос, свойственный на протяжении веков белым собакам, вне закона. И опять — ЗАЧЕМ?
Ответ, к сожалению, только один. Что бы узаконить все то, что на сегодняшний день «наплодилось» в питомниках руководства НКП и придворных породников. Можете предложить другое объяснение? Видите ли вы иную причину, по которой в стандарт породы вносятся признаки, каждый в отдельности и в совокупности своей называемые только одним словом — ВЫРОЖДЕНИЕ.
Завершая разговор о кавказской овчарке, хочу позабавить вас цитатой из книги Ольги Зайцевой «КАК ВОСПИТАТЬ СОБАКУ, УДОБНУЮ ДЛЯ ЖИЗНИ». В разделе «Собаки для охраны» вот что написано о современной кавказской овчарке: «… бег и прыжки из-за очень тяжелой конституции этим собакам противопоказаны — соседский кавказец Джерри, например, переломал ноги, спрыгнув с тахты…». Как говориться, комментарии излишни.
А что происходит в других породах? Уверен, что каждый из породников намного лучше меня расскажет об этом. Но общие тенденции отметить можно. Большинство так называемых «лучших представителей породы»:
— не могут повязаться без инструктора;
— не могут рожать без помощи ветврача, (в некоторых породах «кесарево сечение» уже норма жизни, суки не способны правильно отгрызть пуповину и разорвать пузырь);
— не могут самостоятельно выкормить и сохранить потомство (отползший из гнезда щенок не находит мать, суки ложатся на щенков и не реагируют на их писк, щенки самостоятельно не держатся на соске, гнездо приходится искусственно подогревать, т. к. щенки не могут правильно сбиться в кучу и сами себя обогреть);
— не могут самостоятельно регулировать уровень внешних и внутренних
паразитов (глисты, блохи, клещи и комары начали представлять смертельную опасность);
— не могут с помощью собственного врожденного иммунитета противостоять инфекционным и вирусным заболеваниям;
— не могут существовать без специализированных искусственных кормовых рационов;
— не могут обеспечить физическую защиту ни хозяину, ни даже самим себе.
— не могут…
— не могут…
— не могут
…
Как говорилось в старом анекдоте про чукчу, «тенденция, однако». И объяснять эту тенденцию можно самыми разными причинами. Но есть одно НО. В тот момент, когда принимался первый стандарт на вашу любимую породу, всех вышеперечисленных проблем у этих собак не существовало. Это факт. И появились они только благодаря тому, что мы, вместо стремления сохранить породы в их первоначальном виде, начали их усовершенствовать. Кто вольно, кто невольно. А результат то печальный.
Наверное, вам всем памятна очередная модная «страшилка» о конце света в 2012 году. Каждый в этот миф вкладывал какой-то свой смысл, видел свой вариант развития событий. То ли магнитные полюса в
очередной раз поменяются местами, то ли планета Нубира пересечет земную траекторию, то ли, изменив вибрации, мы ввалимся в новое измерение, то ли еще что. Предсказаний на этот счет было великое множество.
Но лично мне этот сюжет был интересен просто как тест: а смогут ли выжить собаки моего разведения если что-то случится? Смогут ли они приспособиться к миру без сухих кормов, прививок и электрогрелки? Смогут ли реально обеспечить мне и моей семье защиту от зверья и «лихих людей»? Ведь в этих требованиях нет ничего особенного, запредельного. Большинство пород и выводили то именно для этого.
А ваши смогут?
И пусть конец света это всего лишь миф. Но мне кажется, что в любом случае уже пора задуматься, может в современном собаководстве наступает момент, когда необходимо заняться не творчеством, а реконструкцией?
Пока не поздно!
В заключении хотелось бы вспомнить об одном интересном документе. Несколько лет назад в самый разгар гуманистического ажиотажа, результатом которого стали изменения в стандартах многих пород (запрет на купирование хвостов, ушей и т. д.), мне на глаза попался интересный документ. В ответ на очередное требование FCI о ликвидации бровей у ирландского волкодава (в связи с тем, что собаки излишне напрягают зрение при попытке смотреть на мир сквозь нависающие брови), Ирландский Национальный Клуб породы дал следующий ответ: «…нашему стандарту уже более 200 лет и мы гордимся тем, что за это время в него не было внесено ни единого изменения и дополнения. Именно такую собаку мы получили от своих
предков. И именно в таком виде мы обязаны передать ее своим потомкам…».
Лично у меня этот документ вызвал чувство глубокого уважения к ирландским собаководам. Может быть, и нам пора начинать гордиться российским и советским собаководством? И хотя бы кавказскую, среднеазиатскую, южнорусскую овчарку, московскую сторожевую, черного терьера, русскую псовую борзую, русского тоя, русского спаниеля постараться передать потомкам в том виде, в котором они задумывались нашими предками!
Владимир Тютюнников
Газета «Зооэксперт» №37. 2013г