Сразу оговорюсь: все приведенное ниже — моя точка зрения, подкрепленная богатым опытом и наблюдениями.
Зачем купируют уши и хвосты собакам
История вопроса
Купирование ушей и хвостов имеет историю гораздо древнее Римской империи. Исследования показали, что пастушья служба — древнейший способ использования собак, старше только пищевое, сохранившееся у народов Китая и Кореи. Пастухи гоняли свои отары задолго до римских императоров. И уже тогда их собаки не имели хвостов (их купировали), и скорее всего, ушей…
Купирование ушей у собак
Делалось это из из чисто практических соображений. Про волков знают все. Но только жители азиатских республик и Юга нашей страны не понаслышке знают о мухах. Летающие кровососы в буквальном смысле обгладывают кончики ушей у собак не только до крови, но даже до хрящей. А в жарком климате это чревато инфекциями. Поврежденное зимой некупированное ухо кровит до самой весны, кровь на морозе свертывается плохо, что грозит серьезной кровопотерей.
Зачем собакам купируют хвост
Купирование хвостов чабанских собак тоже имеет практическую подоплеку: в них набиваются репьи и колючки, вырезать их не просто неудобно, — можно по нечаянности оттяпать этот самый хвост. А заживет ли культя или загниет — вопрос, конечно, интересный, но только теоретически.
Почему не купируют уши у спаниелей, сеттров и прочих легавых? Да потому, что им в воду лезть. А следовательно, им нужно плотно закрывать слуховой проход. А вот обрезание кромки имело самый что ни есть практический смысл: именно бахрома на кромке уха собирает основное количество грязи, колтунится, но опять же состригание этих колтунов чревато травмами этой самой кромки и мы вновь вернулись к исходной точке вопроса.
Собаку, действительно, никто не спрашивал…
Бульдожисты, ротвейлеристы, азиатчики подтвердят, что в их породах часто рождались, да и рождаются куцехвостые щенки, чьи хвостики заканчиваются сросшимися позвонками порой у самого основания. Такие щенки очень ценились, считалось — и по праву — что из них вырастут лучшие собаки, которые принесут хозяину успех и достаток. Так что здесь еще подумать надо, что первично — врожденная куцехвостость или порожденная ею традиция купирования хвостов в этих породах.
Купирование хвоста у собак
Хвост, конечно, средство коммуникации, но поверьте, не единственное, а только в сочетании с положением остальных частей собачьего тела.
Хвост, оставленный у представителей пород, которым его купировали из поколения в поколение не только не помогает при движении, а скорее мешает. Присмотритесь к хвостатому ротвейлеру, ризену или кокеру — их «рулило» напоминает хобот новорожденного слоненка, мотаясь из стороны в сторону, а уж какие кренделя выписывает при этом кончик этого хвоста — посмотреть смешно.
До абсурда довести можно что угодно. Психическую травму можно получить в родблоке районной больницы, наблюдая за процессом рождения ребенка, там такое можно увидеть и услышать! Так что, запретить женщинам рожать для их же блага?
Фантомные боли испытывают те, у кого ампутированные органы болели. Хвост, ампутированный у щенка болеть не может: у мозга просто нет такой информации в памяти. А вот сломанный, отбитый о стены в порыве восторга и ампутированный вследствие развившейся на почве этого инфекции — сколько угодно.
Исследований, конечно, не проводила, но вот собак с хвостами до и после ампутации вследствие гниения кончика хвоста (такой диагноз можно найти в книгах по ветеринарии) видела — ничего в их поведении не изменялось.
Любой практикующий ветеринар подтвердит мои слова: да, боль щенки, конечно же испытывают, но в процессе. Стоит подложить щенка под мамку, и он находит себе более интересное занятие, чем оплакивание отрезанного хвоста.
Анестезия — вещь небезопасная, как любое применение медикаментов. Но поверьте, у здоровой собаки она не вызовет неадекватной реакции. С такой же долей вероятности пес, у которого не выдержало сердце, мог погибнуть, погнавшись за кошкой, или, если у него развилась аллергическая реакция, мог нанюхаться любой парфюмерии. Восстановительный период занимает около недели, а наиболее болезненными являются первые два дня. Многочисленные визиты к врачу для щенка с нормальной психикой и не склонного к истерии не нанесут никакого вреда, а наоборот, обогатят его жизненный опыт. Таким образом, вреда здоровью щенка опять же не видим.
Другое дело — хозяин, который выдумывает все сущие и несуществующие ужасы и сам пугает свою собаку трясущимися руками и дрожащим голосом.
В Европе и у нас…
При всем моем уважении к англичанам, варварства хватает и у них, причем варварства цивилизованного и прикрываемого заботой о человечестве.
Кто-нибудь посчитал количество слез, пролитых людьми, а главное, детьми, у которых отняли для убийства любимую собаку только потому, что сосед-параноик углядел у нее черты сходства с питбулем или другой бойцовой породой? А закон, требующий вязки сук только по их любви? Если эта любовь другой породы — извольте выполнять?
Дог-клуб в Германии озаботился купированными ушами и «пролопоушил» висящие занавесками длинные губы собак, перекрывающие дыхание. Голова, может, и стала выглядеть массивнее, да вот только здоровья собакам это не прибавило. Жить они стали значительно меньше предков. Кстати, именно у догов, доберманов и шнауцеров зафиксировано наибольшее количество случаев «тепловых менингитов» — воспалений облочки головного мозга, вызванных хроническим перегревом вследствие отсутствия вентиляции слуховых проходов.
Касательно Конвенции — в старушке Европе она нарушается регулярно и ежедневно. Резекция голосовых связок у собак — рутинная процедура, проводимая тысячам собак, ведь штраф за нарушение тишины не копеечный и даже не евроцентовый! Платить за собачье «Гав!» мало желающих!
Еще хотелось бы поинтересоваться у радетелей за права животных: уши купировать вредно и запрещено, а стерилизация самок, опять же под наркозом, да еще при помощи полостной хирургии — это не вредно? Это не вмешательство в организм и личную жизнь животного? А как изменяется поведение этого животного? Как же риск смерти? А осложнения?
Хорошо, что Россия еще не присоединилась к этому театру абсурда. Кстати, многие заводчики доберманов, ризенов, ротвейлеров махнули рукой на запрет FCI и купируют хвостики щенкам, намаявшись с переломами и разбитыми хвостами у подросших собак.
Что же касается наших стандартов — у нас огромная страна со столь же огромным историческим опытом кровного охотничьего, рабочего собаководства. Сколько же можно «заглядывать в глаза» европейцам, чей опыт не больше нашего? К примеру, наша система дрессуры привела европейских полицейских кинологов в состояние восторженного ступора — собаки наших любителей работали лучше и надежнее, чем европейских полицейских!
А мудрость можно вспомнить и другую: всем не угодишь.
Евгения Маныкина, заводчик кавказских овчарок
питомник «Вещий Гамаюн»